Фараон Аменхотепа 4 (Эхнатон) и его реформы.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Фараон Аменхотепа 4 (Эхнатон) и его реформы.

Нефертити дарит цветы Ахнатону (Египет, 14 век до н.э.) Новый музей Берлин.  Фото Лимарева В.Н.

Источники:

И.В. Рак. «Мифы Древнего Египта»

«История Востока» под ред. Р.Б. Рыбакова, издат. Российской Академии наук.

История Древнего Востока, под редакцией В.И Кузищина, учебник.

 

Фараон Аменхотепа 4 (1364-1347 гг до н.э.) управлял государством, будучи юношей, так как его отец фараон Аменхотепа 3 был тяжело болен. Управлял он вместе с матерью - царицей Тии,  умной и энергичной женщиной. Женился Аменхотепа 3, нарушив предписания жрецов,  на дочери заведующего скотом в одном из храмов – Нефертити по любви. Такой брак   не приветствовался  фиванским жречеством, так как согласно религиозным предписаниям  относительно царских браков,  престол передавался и по женской линии – фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона (то есть фараон обязан был жениться на сестре).  Фараон обновил государственный аппарат за счет выходцев из низких слоев населения, и они стали его опорой. Обновление аппарата было необходимо фараону для того, чтобы усилить контроль за поступлением зерна собираемого в храмовых хозяйствах в царские хранилища, т.е. его цель была пополнение казны государства за счет богатств храмов.

 Между фараоном и старой потомственной знатью тесно связанной с фиванским жречеством  возникли трения.  Жречество бога Амона (-Ра)   стало противником новой знати, тогда фараон к своему тронному имени  Неферхепрура («Прекрасное существование Ра») добавил имя Уэнра («Единственный принадлежащий Ра») подчеркивая свою приверженность гелиопольскому  солнечному богу Ра (Атону), а фиванскому богу Амон (-Ра).

 

Ахнатон и Нефертити  под знаком бога Атона. (Египет, 14 век до н.э.) Новый музей Берлин.  Фото Лимарева В.Н.

«В городе Гелиополе возникли представления о едином верховном боге,  который назывался Ра-Горахте, т.е. солнце, встающее на горизонте  в образе покровителя царской власти Гора, почитаемого в виде сокола. Фараон Аменхотепа 4 стал выдвигать в противовес фиванскому богу Амону культ древнего бог солнца – Ра-Горахти. Однако вскоре он объявил высшим божеством Египта ранее малоизвестного бога Атона».

(История Древнего Востока, под редакцией В.И Кузищина, учебник)

 

Повсеместно в Египте стала проводиться религиозная реформа. Внедрялся общегосударственный культ бога Атона, почитаемого в образе солнечного диска с отходящими от него лучами-руками.

На шестом году правления Аменхотеп 4 перенес столицу из Фив во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона) и сменил свое имя с Аменхотеп («Амон доволен»)  на Эхнатон («Угодный Атону») и объявил себя сыном Атона. Он  упразднил сначала культы Амона, а затем и всех остальных богов, установив в Египте солнцепоклонничество.

Солнцепоклоннические храмы имели вид обнесенных каменной оградой дворов с длинными  рядами жертвенников по обе стороны от входа.

  Большой храм Атона в Ахетатон состоял из  дома  ликования Атона, и  придела: «жена фараона великого Нефертити – жива она!»   Были так же храмы посвященные материи Эхнатона царице Тии и его дочерям.

Дочь фараона Эхнатона.  (Египет, 14 век до н.э.) Новый музей Берлин.  Фото Лимарева В.Н.

Были учреждены большие штаты жречества бога Атона. Начались работы по храмовому строительству, были переданы храмам бога Атона многочисленные пастбища, охотничьи и рыбные угодья и рабочая сила. Экономическая база старого жречества была подорвана. Эхнатон не уничтожал старые храмы, но лишил их своей поддержки, изымая в пользу нового жречества материальные ресурсы Египта.  Затем поступил запрет на исправление культа  Амона,  супруги Амона  - богини Мут, его сына Хонсу (Фиванская Триада), и запрещаются культы богов Шу, Хора ….

В противовес  старому культу загробной жизни, Эхнатон ввел культ земной жизни, т.е. пропагандировал любовь к земным благам.

На ахенатоноских стелах, на росписях Ахенатоновского дворца – всюду изображали любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская любовь к своим детям. В египетском искусстве впервые появился пейзаж, прославляющий красоту природы. Пейзаж появился на стенах дворцов.

Вера в загробную жизнь не была связана у солнцепоклонников с культом Осириса: они считали, что душа умершего проводит день среди живых людей, а ночью уходит на покой, т.е. душа постоянно радуется земной жизни.

Второй устой солнцепоклонников – любовь  истине. Они требовали всегда и везде следовать истине. Это нашло отражение в искусстве:  росписи были подчеркнуто реалистичными и наполнены динамикой.

Более 10 лет находился царский двор в новой столице.

Реформы подорвали экономику государства. Храмовое и государственное хозяйство пришло в упадок. Неудачно для государства складывалась и  внешняя политика: Египет лишился многих подвластных территорий.

Со смертью 33-летнего фараона фактически прекратил свое существование культ бога Атона.  Жрецы бога Амона (-Ра) объяснили народу,  что бедствия из-за того, что Аменхотеп 4 подобно змею Анопу  пытался  нарушить миропорядок, установленный Маат, и богиня его покарала смертью. Жрецы бога Амона (-Ра) вскоре вернули свое имущество и привилегии.

«Эхнатон был болезненным, страдающим эпилепсией человеком, некрасивым человеком с большим вздутым животом, короткими ногами, тяжелым подбородком. Возможно это последствия нескольких поколении  кровосмесительных браков в династии».

(И.В. Рак. «Мифы Древнего Египта»)

 Фараона Эхнатон и Нефертите. (Египет, 14 век до н.э.) Новый музей Берлин.  Фото Лимарева В.Н.

 

  • главная