Лимарев В.Н.
Фараон Аменхотепа 4
(Эхнатон) и его реформы.
Источники:
И.В. Рак. «Мифы Древнего Египта»
«История Востока» под ред. Р.Б. Рыбакова, издат. Российской
Академии наук.
История Древнего Востока, под редакцией
В.И Кузищина, учебник.
Фараон Аменхотепа 4 (1364-1347 гг до н.э.) управлял государством, будучи
юношей, так как его отец фараон Аменхотепа 3 был тяжело болен. Управлял он
вместе с матерью - царицей Тии, умной и
энергичной женщиной. Женился Аменхотепа 3, нарушив предписания жрецов, на дочери заведующего скотом в одном из
храмов – Нефертити по любви. Такой брак не приветствовался фиванским жречеством, так как согласно
религиозным предписаниям относительно
царских браков, престол передавался и по
женской линии – фараоном становился супруг старшей дочери предыдущего фараона
(то есть фараон обязан был жениться на сестре). Фараон обновил государственный аппарат за счет
выходцев из низких слоев населения, и они стали его опорой. Обновление аппарата
было необходимо фараону для того, чтобы усилить контроль за поступлением зерна
собираемого в храмовых хозяйствах в царские хранилища, т.е. его цель была
пополнение казны государства за счет богатств храмов.
Между фараоном
и старой потомственной знатью тесно связанной с фиванским жречеством возникли трения. Жречество бога Амона (-Ра) стало противником новой знати, тогда фараон
к своему тронному имени Неферхепрура
(«Прекрасное существование Ра») добавил имя Уэнра («Единственный принадлежащий
Ра») подчеркивая свою приверженность гелиопольскому солнечному богу Ра (Атону), а фиванскому богу
Амон (-Ра).
«В городе Гелиополе возникли представления
о едином верховном боге, который
назывался Ра-Горахте, т.е. солнце, встающее на горизонте в образе покровителя царской власти Гора,
почитаемого в виде сокола. Фараон Аменхотепа 4 стал выдвигать в противовес
фиванскому богу Амону культ древнего бог солнца – Ра-Горахти. Однако вскоре он
объявил высшим божеством Египта ранее малоизвестного бога Атона».
(История Древнего Востока, под редакцией
В.И Кузищина, учебник)
Повсеместно в Египте стала проводиться религиозная
реформа. Внедрялся общегосударственный культ бога Атона, почитаемого в образе
солнечного диска с отходящими от него лучами-руками.
На шестом году правления Аменхотеп 4 перенес столицу
из Фив во вновь построенный город Ахетатон («Небосклон Атона) и сменил свое имя
с Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон
(«Угодный Атону») и объявил себя сыном Атона. Он упразднил сначала культы Амона, а затем и
всех остальных богов, установив в Египте солнцепоклонничество.
Солнцепоклоннические храмы имели вид обнесенных
каменной оградой дворов с длинными
рядами жертвенников по обе стороны от входа.
Большой храм
Атона в Ахетатон состоял из дома ликования Атона, и придела: «жена фараона великого Нефертити –
жива она!» Были так же храмы посвященные
материи Эхнатона царице Тии и его дочерям.
Были учреждены большие штаты жречества бога Атона. Начались
работы по храмовому строительству, были переданы храмам бога Атона
многочисленные пастбища, охотничьи и рыбные угодья и рабочая сила.
Экономическая база старого жречества была подорвана. Эхнатон не уничтожал
старые храмы, но лишил их своей поддержки, изымая в пользу нового жречества
материальные ресурсы Египта. Затем
поступил запрет на исправление культа
Амона, супруги Амона - богини Мут, его сына Хонсу (Фиванская
Триада), и запрещаются культы богов Шу, Хора ….
В противовес
старому культу загробной жизни, Эхнатон ввел культ земной жизни, т.е.
пропагандировал любовь к земным благам.
На ахенатоноских стелах, на росписях Ахенатоновского
дворца – всюду изображали любовь Эхнатона и Нефертити, их родительская любовь к
своим детям. В египетском искусстве впервые появился пейзаж, прославляющий
красоту природы. Пейзаж появился на стенах дворцов.
Вера в загробную жизнь не была связана у
солнцепоклонников с культом Осириса: они считали, что душа умершего проводит
день среди живых людей, а ночью уходит на покой, т.е. душа постоянно радуется
земной жизни.
Второй устой солнцепоклонников – любовь истине. Они требовали всегда и везде
следовать истине. Это нашло отражение в искусстве: росписи были подчеркнуто реалистичными и
наполнены динамикой.
Более 10 лет находился царский двор в новой столице.
Реформы подорвали экономику государства. Храмовое и государственное
хозяйство пришло в упадок. Неудачно для государства складывалась и внешняя политика: Египет лишился многих
подвластных территорий.
Со смертью 33-летнего фараона фактически прекратил
свое существование культ бога Атона. Жрецы
бога Амона (-Ра) объяснили народу, что
бедствия из-за того, что Аменхотеп 4 подобно змею Анопу пытался нарушить миропорядок, установленный Маат, и
богиня его покарала смертью. Жрецы бога Амона (-Ра) вскоре вернули свое
имущество и привилегии.
«Эхнатон был болезненным, страдающим
эпилепсией человеком, некрасивым человеком с большим вздутым животом, короткими
ногами, тяжелым подбородком. Возможно это последствия нескольких поколении кровосмесительных браков в династии».
(И.В. Рак. «Мифы Древнего Египта»)
главная