Лимарев В.Н.
Культ Осириса в Новом царстве, Книга
Мертвых.
Жрецы бога
Амона(-Ра) в период Нового царства
развили новое учение.
Они
совместили древний культ бога Осириса с
догматикой о боге солнца Амоне (-Ра). Главной задачей жрецов была утвердить
владычество солнечного бога в царстве мертвых.
Согласно
новой религиозной догме:
«Ежедневное
движение Солнца рассматривается как жизнь бога. Утром он появляется на востоке
и, победив силы тьмы, умирает и попадает
в царство мертвых. Находясь в царстве мертвых, встречается со своим подданным богом Осирисом и другими
богами подземного мира. Утром Амон(-Ра) воскресает и совершает свой путь по небу, оставляя
подземный мир под управлением бога Осириса».
(«История
религий» под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей)
Культ бога
Осириса был чрезмерно популярен в Египте, так как согласно легенде это умерший
и воскресший бог.
Осирис, Хор, Сет, Исида и Геба были детьми бога Ра и богини земли Нут.
Осирис, повзрослев, стал земным владыкой. Мудрый бог Тот
помогал Осирису управлять государством:
научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай,
поклоняться богам, дал людям письменность…обучил ремеслам, искусствам…
Осириус, его
сестра-жена Исида (богиня любви и материнства)
и Тот правили миром без всякого
насилия в отношении людей и они разу не
допустили кровопролития. Это были лучшие времена Золотого века!
Сет ненавидел Осириса, он любил Исиду, которая отвергала его
любовь и кроме этого его жена
Нефрита имела сына Анубиса от
Осириса. (Она тайно пробралась в ложе Осириса под видом Исиды).
Бог Сет решил убить Осириса. Он изготовил саркофаг и предложил Осирису померить его. Когда
Осирис лег в саркофаг, саркофаг закрыли, обвязали веревками и выбросили в Реку.
Узнав об этом, Исида отправилась искать саркофаг с телом Осириса. И ей, после
долгих странствий, удалось отыскать
саркофаг, в котором было мертвое тело Осириса.
Сет был в бешенстве тем, что Исида так предана Осирису, что
находится у его мертвого тела. Он вытащил тело Осириса из саркофага, разрубил
его на куски и разбросал по всему Египту.
Исида стала собирать части тела мужа по всему Египту,
единственную часть тело – фаллос она не
нашла, так как его съела рыба.
Исида вылепила фаллос из глины и приставила к собранному телу
Осириса и затем сделала мумию Осириса, оказав ему погребальные почести.
После этого она решила зачать ребенка от мертвого мужа, и при
помощи магии у неё это получилось: она превратилась в птицу, распластала крылья
над Осирисом и забеременела. Она скрыла свою беременность и рождение ребенка Хора от Сета, дожидаясь, когда Хор
вырастит и свергнет с престола Сета.
Исида прятала ребенка от
Сета у рыбаков Дельты Нила.
Когда Хор вырос, Исида приобрела для своего сына Око Уаджета
(уничтожавшее злых демонов) у бога Ра. Поддергиваемый
богами Хор вступил в борьбу с Сетом за царский престол и ещё до смерти Сета был признан земным владыкой.
Хор дал мертвому Осирису
проглотить Око, и Осирис воскрес и стал владыкой загробного мира. Земной владыка Хор стал провожать умерших в
загробный мир к своему отцу, где Осирис
их судил вместе с богами Анубисом и Тотом.
«Говорят
боги:
Идет наш
старший брат Осирис
Первенец
своего отца Ра.
Старший
сын своей матери Нут.
Удовлетворены
все Боги, находящиеся на небесах.
Удовлетворены
все Боги, находящиеся в земле…»
(«Тексты
Пирамид. Воскресение Осириса»)
Битва Хора с Сетом была долгой, противники много раз
сходились в битве. Но убить своего врага Хор так и не смог, каждый раз Сету удавалось спастись. В
бесконечную борьбы между Хором и Сетом за египетский престол были подключены
все боги… Сета убивали, он воскресал… превратился в пантеру… но Тот настиг его.
Боги развели костер, содрали с пантеры шкуру, а тело сожгли. Осирис выжег на шкуре свой знак.
Поэтические
сказания об Осирисе были очень популярны в Египте. Ему посвящены многие литературные
произведения. Царству бога Осириса
отведены главы «Книги мертвых».
В «Книге
мертвых» жрецы бога Амона (-Ра) определили весь путь
покойного от смерти до судилища и дальнейшую судьбу души умершего.
Когда
египтянин отправлялся в другой мир, его близкие облачались в траур и сохраняли
траур семьдесят дней. В течение этого времени они не работали и не выходили из дома, прибывая в состоянии
молчаливой скорби. Если им необходимо было выйти на улицу, они обмазывали лицо
грязью…
Тело же
умершего, в соответствии с выбранным
способу, подвергалось бальзамированию. Мумию, украшенную ожерельями, амулетами,
перстнями, кольцами укладывали в саркофаг (горб), положив между ног Книгу
Мертвых. На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея – это обеспечивало
воскресение.
Богатые люди,
заранее позаботившиеся о своем погребении, т.е. и к похоронам. У родственников были все необходимые для
процедуры захоронения вещи.
Во время
похорон близкие покойного, не скрывая своего горя, рыдали и размахивали руками.
Нанятые специально плакальщики, вымазав грязью лица, рвали на себе одежду и
издавали горестные стоны, колотили себя по голове. Друзья и знакомые шествовали
за плакальщиками, обсуждая добродетели покойного. В процессии, безусловно, следовал
саркофаг с телом умершего на катафалке.
Но впереди
всех шли слуги с лепешками и цветами, и всякой религиозной утварью.
Несли личные
предметы покойного, стулья, кресла, шкафы, сундуки, а так же колесницы и
прочее, прочее, прочее…
Процессия
подходила к Нилу, где её ждало траурное судно, саркофаг погружали в специальную
кабину и переправляли на другой берег Нила. На другой берег переправлялись и
участники траурной церемонии. Далее перегружали саркофаг на катафалк, и процессия продолжала
движение к гробнице.
У входа в
гробницу начиналось прощание с умершим. Плакальщики громче рыдали. Женщины
падали на колени и обнимали гроб. Жрецы производили религиозный ритуал.
После проведения
ритуала, саркофаг вносили в гробницу, там же расставляли принесенные предметы. Скорбь
присутствующих достигала апогея. Жена умершего истерично кричала: « …не покидай
меня. Зачем ты расстанешься со мной…».
Особенно было важное не забыть о том, что понадобится умершему в первую очередь: еду и фигурки «прорастающего Осириса».
Эти фигурки представляли собой деревянные рамки, повторяющие
контур тела лежащего бога, в них класть смесь песка с ячменем. В течение нескольких дней их регулярно
поливали, пока ячмень не начинал прорастить сквозь песок. Когда он поднимался
на определенную высоту, ему давали
засохнуть и заворачивали в льняную
материю.
После
совершения всех необходимых процедур в гробницы, священники удалялись, каменщики
замуровывали вход в гробницу. А участники траурной церемонии возле усыпальницы в беседке совершали поминальную
трапезу.
Бедных
хоронили без особых церемоний с упрощенным бальзамированием, удел бедных была
общая могила. Мумии, завернутые в грубую ткань,
сбрасывали в глубокую яму и присыпали песком, сверху сбрасывали новые
мумии…
Покойник,
после того как вход в гробницу замуровали, отправляется в путешествие в царство мертвых.
Там Боги вершат над ним суд. Покойника встречает богиня правосудия Моат: сердце
покойного взвешивают на весах правосудия и результат взвешивания Тот записывает
на доске. Затем покойник предстает перед 42 судьями руководимых самим богом Осирисом. Покойник должен назвать имена всех
этих судей и произнести фразу «Я ни делал
ничего такого, что противно Богам…» и очистительную исповедь («Исповедь отрицания»),
перечисляя грехи от которых он считает себя свободным.
«Нравственность
есть фактор, определяющий судьбу человека в вечности. Праведник восходи на небо
и отождествляется египтянами с богами».
(«История
религий» под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей)
Посмертное блаженство
в раю (в Полях Иалу) присуждается
судьями только праведнику. Касательно грешников однозначности нет.
Осужденных грешников
«лишают погребения»! и общения с богами, и всего необходимого для счастливой
жизни - тепла и света, которое излучает
ночью бог Ра. Для грешников - темный хаос, т.е. тесная тюрьма, из которой он не
может выйти.
Есть в
египетской литературе и описание казни грешников, обезглавливание умершего, а
так же сожжение грешников в котлах.
Самое грозное
наказание это уничтожение тела, души и тени усопшего.
Основные источники:
«История
религий» под редакцией проф. Д.П.
Шаптепи де ля Соссей, изд . 1899 год.
И.В. Рак. «Мифы
древнего Египта»
Пьер Монте. «Эпоха
Рамсесов»
главная