Культ Осириса в Новом царстве, Книга Мертвых.

Лимарев В.Н. Книги писателя Лимарева В.Н.

Культ Осириса в Новом царстве, Книга Мертвых.

 

Суд Осириса. Фрагмент Книги мертвых. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

Жрецы бога Амона(-Ра)   в период Нового царства развили новое учение.

Они совместили  древний культ бога Осириса с догматикой о боге солнца Амоне (-Ра). Главной задачей жрецов была утвердить владычество солнечного бога в царстве мертвых.

Согласно новой религиозной догме:

«Ежедневное движение Солнца рассматривается как жизнь бога. Утром он появляется на востоке и, победив силы тьмы, умирает  и попадает в царство мертвых. Находясь в царстве мертвых, встречается   со своим подданным богом Осирисом и другими богами подземного мира. Утром Амон(-Ра) воскресает и  совершает свой путь по небу, оставляя подземный мир под управлением бога Осириса».

(«История религий» под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей)

Культ бога Осириса был чрезмерно популярен в Египте, так как согласно легенде это умерший и воскресший бог.

Осирис, Хор, Сет, Исида и Геба  были детьми бога Ра и богини земли Нут.

Осирис, повзрослев, стал земным владыкой. Мудрый бог Тот помогал  Осирису управлять государством: научил строить ирригационные каналы, орошать поля, выращивать урожай, поклоняться богам, дал людям письменность…обучил ремеслам, искусствам…

Осириус,  его сестра-жена Исида (богиня любви и материнства)  и Тот  правили миром без всякого насилия в отношении людей и они разу  не допустили кровопролития. Это были лучшие времена Золотого века!

Сет ненавидел Осириса, он любил Исиду, которая отвергала его любовь и кроме этого его жена  Нефрита  имела сына Анубиса от Осириса. (Она тайно пробралась в ложе Осириса под видом Исиды).

Бог Сет решил убить Осириса.  Он изготовил саркофаг  и предложил Осирису померить его. Когда Осирис лег в саркофаг, саркофаг закрыли, обвязали веревками и выбросили в Реку. Узнав об этом, Исида отправилась искать саркофаг с телом Осириса. И ей, после долгих странствий, удалось отыскать  саркофаг, в котором было мертвое тело Осириса.

Сет был в бешенстве тем, что Исида так предана Осирису, что находится у его мертвого тела. Он вытащил тело Осириса из саркофага, разрубил его на куски и разбросал по всему Египту.

Исида стала собирать части тела мужа по всему Египту, единственную часть  тело – фаллос она не нашла, так как его съела рыба.

Исида вылепила фаллос из глины и приставила к собранному телу Осириса и затем сделала мумию Осириса, оказав ему погребальные почести.

Египетская мумия. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

После этого она решила зачать ребенка от мертвого мужа, и при помощи магии у неё это получилось: она превратилась в птицу, распластала крылья над Осирисом и забеременела. Она скрыла свою беременность  и рождение ребенка  Хора от Сета, дожидаясь, когда Хор вырастит  и свергнет с престола Сета.

Исида прятала ребенка  от Сета у рыбаков Дельты Нила.

Когда Хор вырос, Исида приобрела для своего сына Око Уаджета (уничтожавшее злых демонов) у бога Ра.  Поддергиваемый богами Хор вступил в борьбу с Сетом за царский престол и ещё  до смерти Сета был признан земным владыкой.

Хор дал мертвому Осирису   проглотить Око, и Осирис воскрес и стал владыкой загробного мира.  Земной владыка Хор стал провожать умерших в загробный мир  к своему отцу, где Осирис их судил вместе с богами Анубисом и Тотом.

«Говорят боги:

Идет наш старший брат Осирис

Первенец своего отца Ра.

Старший сын  своей матери Нут.

Удовлетворены все Боги, находящиеся на небесах.

Удовлетворены все Боги, находящиеся в земле…»

(«Тексты Пирамид. Воскресение Осириса»)

Битва Хора с Сетом была долгой, противники много раз сходились в битве. Но убить своего врага Хор так и не смог,  каждый раз Сету удавалось спастись. В бесконечную борьбы между Хором и Сетом за египетский престол были подключены все боги… Сета убивали, он воскресал… превратился в пантеру… но Тот настиг его. Боги развели костер, содрали с пантеры шкуру, а тело  сожгли.  Осирис выжег на шкуре свой знак.

Поэтические сказания об Осирисе были очень популярны в Египте.  Ему посвящены многие литературные произведения.  Царству бога Осириса отведены главы «Книги мертвых».

Фрагмент Книги мертвых. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.

В «Книге мертвых» жрецы бога Амона (-Ра) определили весь путь покойного от смерти до судилища и дальнейшую судьбу души умершего.

Когда египтянин отправлялся в другой мир, его близкие облачались в траур и сохраняли траур семьдесят дней. В течение этого времени они не работали  и не выходили из дома, прибывая в состоянии молчаливой скорби. Если им необходимо было выйти на улицу, они обмазывали лицо грязью…

Тело же умершего, в соответствии с  выбранным способу, подвергалось бальзамированию. Мумию, украшенную ожерельями, амулетами, перстнями, кольцами укладывали в саркофаг (горб), положив между ног Книгу Мертвых. На сердце умершего клали амулет с изображением скарабея – это обеспечивало  воскресение.

Богатые люди, заранее позаботившиеся о своем погребении, т.е.  и к похоронам.  У родственников были все необходимые для процедуры захоронения вещи.

Во время похорон близкие покойного, не скрывая своего горя, рыдали и размахивали руками. Нанятые специально плакальщики, вымазав грязью лица, рвали на себе одежду и издавали горестные стоны, колотили себя по голове. Друзья и знакомые шествовали за плакальщиками, обсуждая добродетели покойного. В процессии, безусловно, следовал саркофаг с телом умершего на катафалке.

Оплакивание усопшего.  Древний Египет. 15 в до н.э.

Но впереди всех шли слуги с лепешками и цветами, и всякой религиозной утварью.

Несли личные предметы покойного, стулья, кресла, шкафы, сундуки, а так же колесницы и прочее, прочее, прочее…

Процессия подходила к Нилу, где её ждало траурное судно, саркофаг погружали в специальную кабину и переправляли на другой берег Нила. На другой берег переправлялись и участники траурной церемонии. Далее перегружали  саркофаг на катафалк, и процессия продолжала движение к гробнице.

Похороны в Древним Египете.

У входа в гробницу начиналось прощание с умершим. Плакальщики громче рыдали. Женщины падали на колени и обнимали гроб. Жрецы производили религиозный ритуал.

После проведения ритуала, саркофаг вносили в гробницу, там же расставляли принесенные предметы. Скорбь присутствующих достигала апогея. Жена умершего истерично кричала: « …не покидай меня. Зачем ты расстанешься со мной…».

Особенно  было важное не забыть о том, что понадобится умершему в первую очередь: еду и  фигурки «прорастающего Осириса».

Эти фигурки представляли собой деревянные рамки, повторяющие контур тела лежащего бога, в них класть смесь песка с ячменем.  В течение нескольких дней их регулярно поливали, пока ячмень не начинал прорастить сквозь песок. Когда он поднимался на определенную  высоту, ему давали засохнуть и заворачивали в  льняную материю.

Похороны в Древним Египете.

После совершения всех необходимых процедур в гробницы, священники удалялись, каменщики замуровывали вход в гробницу. А участники траурной церемонии  возле усыпальницы в беседке совершали поминальную трапезу.

Хор плакальщиц. Древний Египет.

Бедных хоронили без особых церемоний с упрощенным бальзамированием, удел бедных была общая могила. Мумии, завернутые в грубую ткань,  сбрасывали в глубокую яму и присыпали песком, сверху сбрасывали новые мумии…

Покойник, после того как вход в гробницу замуровали,  отправляется в путешествие в царство мертвых. Там Боги вершат над ним суд. Покойника встречает богиня правосудия Моат: сердце покойного взвешивают на весах правосудия и результат взвешивания Тот записывает на доске. Затем покойник предстает перед 42 судьями руководимых самим богом  Осирисом. Покойник должен назвать имена всех этих судей  и произнести фразу «Я ни делал ничего такого, что противно Богам…» и очистительную исповедь («Исповедь отрицания»), перечисляя грехи от которых он считает себя свободным.

«Нравственность есть фактор, определяющий судьбу человека в вечности. Праведник восходи на небо и отождествляется египтянами с богами».

(«История религий» под редакцией проф. Д.П. Шантепи де ля Соссей)

Посмертное блаженство в раю  (в Полях Иалу) присуждается судьями только праведнику. Касательно грешников однозначности нет.  

Осужденных грешников «лишают погребения»! и общения с богами, и всего необходимого для счастливой жизни  - тепла и света, которое излучает ночью бог Ра. Для грешников - темный хаос, т.е. тесная тюрьма, из которой он не может выйти.

Есть в египетской литературе и описание казни грешников, обезглавливание умершего, а так же сожжение  грешников в котлах.

Самое грозное наказание это уничтожение тела, души и тени усопшего.

Основные источники:

«История религий»  под редакцией проф. Д.П. Шаптепи де ля Соссей, изд . 1899 год.

И.В. Рак. «Мифы древнего Египта»

Пьер Монте. «Эпоха Рамсесов»

Саркофаги. Древний Египет. Эрмитаж. фото Лимарева В.Н.
  • главная